Родители

Ценные материалы для Вас, дорогие родители. Возможные советы, а также объявления о записи на наши тренинги и мастерские.



----------------------------------------------------------------------------------------

7 ноября 2012

Родителям первоклассников 



Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей, а адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка. Изменяется весь уклад жизни, теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе. Изменяется и социальное окружение, появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа предъявляет новые правила и обязанности, которые порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениям. К этим нормам нужно адаптироваться и большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей, но тем не менее, родителям следует помнить, что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. (!) В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должны быть готовы как первоклассники, так и их родители. (!) Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний.

Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

(!) Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:



• Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени; Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

• Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.  
(!)

• Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

• Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;

• Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.  
(!)

• Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.  
(!)

• Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

• Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

• Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.  
(!)

• Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

• Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;

• Признавайте права ребенка на ошибки. Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе.

• Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день;

• Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 
(!) Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

• Учтите, что даже совсем большие дети (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения. Следите за тем, чтобы ребенок рано ложился спать. Для этого возраста самое подходящее время отхода ко сну 21.00. – 21.30.


Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

----------------------------------------------------------------------
8 ноября 2012

  Дорогие родители!

  Продолжая традицию нашей Психологической Мастерской, приглашаю Вас принять участие в работе зимней школы "Азбука и искусство развивающей игры". Школа будет работать с января по апрель в формате 3-х дневных интенсивов 1 раз в месяц в будние дни (вечернее время, 3 встречи по 2 ак. часа)
  

 Тематика наших встреч: 
- Основы возрастной психологии  
- Многообразие арт-методов развития мышления ребёнка   
- Специфика и применение арт-техник (использование цвета, музыки, движения, метафоры и сказки) в воспитании

Для записи в группы пришлите заявку на адрес: baykovskaya@gmail.com
 Запись открыта до 17 декабря



 

 

В дополнение небольшой фотоотчёт о работе Психологической Мастерской-2011 и -2012, а также отзывы участников.


 

 
















Из отзывов родителей - участников Психологической Мастерской:


В июне 2012 года я посетила ряд психологических мастер-классов в школе 1411. При первом знакомстве родителями будущих первоклассников были озвучены ряд вопросов, связанных с адаптацией детей к школьному периоду жизни, вопросы, связанные с воспитанием ребёнка и предъявляемыми требованиями к детям: как своевременно скорректировать характер ребёнка и убрать ненужные проявления агрессии и т.д. и т.п. В течение наших встреч я получила очень много ответов на самые сложные вопросы: навыки правильного выражения родительских эмоций, как сдержать возможный негатив, как наказывать и как хвалить, как правильно играть с ребёнком и т.д.

Очень хочется отметить грамотное сочетание теории и примеров из жизни, а активное участие родителей в обсуждении столь важных вопросов позволило закрепить и чётко освоить материал.

Также родителям был передан богатый «портфель» материалов для самостоятельной проработки всех тем.

К минусам могу отнести лишь то, что мастер-класс такого высокого уровня, по-моему мнению, должен быть более продолжительным!

Спасибо за прекрасную организацию и подготовку!

Очень надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество и профессиональную помощь.

С уважением, Татьяна Савельева




1. Думаю, что количество 4-5 занятий по 2 часа вполне достаточно, чтобы обсудить наиболее ключевые вопросы, связанные с теорией и практикой воспитания детей с точки зрения психологии.

2. Формат тренинга был удачный – от фактически лекционного варианта до полноценного практикума с творческой составляющей, которая постепенно нарастала.

3. В ежедневной практике, конечно, новое можно будет применить, но ещё более важно то, что стало ясно, что в большинстве случаев и так имеет место верный подход в воспитании, а скорректировать что-то или добавить – дело будет несложное.

4. Важно, что в тренинговой группе готовили задания и имели возможность выступить все участники. Ведь только в таком случае создаётся ощущение, что тренинг – это нечто важное и полезное.

Вячеслав Иванов



Хочу выразить огромную благодарность Наталии Андреевне и руководству школы за предоставленную возможность систематизировать знания о психологии дошкольника.

Мы получили отличные практические советы, психологический инструментарий, который можно использовать в повседневной жизни в процессе общения с ребёнком и преодоления трудностей, с которым сталкивается любой родитель.

Отделная благодарность за список литературы в помощь (!) и за основы сказкотерапии (!). Все наши дети нуждаются в любви и поддержке – это главный вывод!

Спасибо за Всё!

Наталья Перминова



Очень интересные занятия. Много практических советов. Научилась простым элементам диагностики ребёнка. Узнала много нового о роли отца в воспитании ребёнка. Интересным и полезным оказался вопрос о том, как бороться с ябедничеством, и как увидеть грань между ябедничеством и послушанием.

Спасибо!

С наилучшими пожеланиями, Виктория Коровина



Хочется выделить занятие по сказкотерапии! Занятие структурировало методику воздействия на ребёнка через сказку. Раньше было общее понимание, что как-то так нужно проговаривать проблемы поведения. Метод с удовольствием буду применять. Тем более понимая психологические составляющие сказки, легче её строить и вести «нить событий».

Очень понравились сказки, придуманные другими родителями. Возьму на вооружение.

Кирилл Борисов



Спасибо огромное за возможность отвлечься от повседневных забот и обратиться к эмоциональному состоянию себя и ребёнка, обратить внимание на детали взаимодействия.

Обратили моё внимание на возможность более эмоционального взаимодействия, чем дисциплинарного, на необходимость чаще хвалить.

Озвучили сложности, которые могут возникнуть в «новом мире», причины их возникновения и пути выхода. Уверенность, что можно всё решить, просто понаблюдав и проанализировав, появилась.

На Мастерской возвращается важность ощущения, что «Я молодец, Я любим, Я успешен» для ребёнка и для своего будущего. На занятиях удаётся посмотреть на мир глазами ребёнка. Бесценными были элементы самопознания через ассоциативные карточки и цвета.

Очень полезен материал, который присылали на электронную почту!

Атмосфера доброжелательности и тепла, мягкости меня вернула из функционального настоящего в детское состояние, ожидание чего-то светлого, вспомнились свои ощущения «первоклассника», это помогает понять, прочувствовать сына.

СПАСИБО!

Елена Кудрявцева



Спасибо большое, всё очень понравилось!!! Раньше очень с большой осторожностью относилась к психологическим мастерским, хотя психология очень нравится. Благодаря Вам осторожность развеялась. Спасибо. Очень интересные были занятия, глубокое осознание всего рассказанного и увиденного происходит позже, но происходит обязательно, и это здорово. Немного было непонятно с карточками на первых занятиях, но на сказкотерапии всё стало на свои места. Очень интересно было узнать несложные методики, по которым можно самой заметить, что происходит что-то не так с ребёнком, обратить внимание на его переживания. И очень интересно было поговорить и самой поучаствовать в мастер-классе о цветах и их значении в рисунках ребёнка!

Спасибо.

Галина Орлова


Полезная Мастерская, потому что полученная информация даёт возможность отойти от житейского уровня анализа. Лучше понимаешь предмет проблемы семейной ли, воспитательной ли… качественно улучшается возможность говорить об этом и понимать, что происходит.
Отдельное спасибо за методики/способы восстановления сил ребёнка, снятия психологического напряжения.
Ирина Мерсиянова

Очень многое я почерпнула из Мастерской. В частности о психологических ролях в семье (!!!), также очень хорошие, применимые советы о преодолении отрицательных эмоций. Также интересна методика самооценки, которая помогает лучше понять и узнать своего ребёнка.
Игры, которые рекомендовались, очень интересны и просты в применении.
Сказкотерапия заставляет задумываться и развивать сначала в себе творческие способности (Как придумать сказку? Да чтобы ещё с терапевтическим эффектом?)
Спасибо за Мастерскую, а также за полезные материалы, которые Вы присылали на электронную почту.
Людмила Севрюгина

Наталия Андреевна,
Спасибо большое за организацию тренинга! Наши встречи оказались очень полезными! Лично для себя почерпнула много полезного в теме "Наказания". Нужно ли наказывать, как правильно это делать и т.д.
Также очень ценным был разбор темы "Поощрения, похвала ребенка". Оказывается, мы очень мало хвалим наших детишек :(
Очень понравилась работа с ассоциативными картами!
По моему мнению, такие мастерские были бы также очень полезны для родителей первоклашек в конце первого полугодия или года обучения. Возможно, накопится ряд вопросов.
Еще раз большое спасибо!
Татьяна Миронова


Спасибо огромное за идею создания психологических мастерских для родителей, мне было интересно, получила полезную и нужную информацию, узнала новое, есть над чем подумать и возможность исправить свои ошибки, с удовольствием посетила бы еще!!!
Елена Машковская
 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8 ноября 2012

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ



Фразы с двойным смыслом: как их слышит ребенок

    Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь.
     В детстве фразы-программы легко усваиваются, так как у ребенка контроль сознания ниже, чем у взрослых. Любое неосторожное слово воспринимается детьми буквально. Родители, часто сами того не осознавая, сообщают ребенку фразы со скрытой установкой, которая не всегда идет им во благо. Конечно, происходит это неосознанно, мы стараемся помочь, но используем неправильные фразы.
      Итак…

Мы говорим...
-Осторожно - упадешь!
-Не трогай собаку - укусит!
Ребенок слышит...
-Мир опасен, лучше вообще ничего не делать.
Скажите иначе...
-Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.

Мы говорим...
-Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай!
Ребенок слышит...
-Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих.
Скажите иначе...
-У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени? (Попробуйте договориться).

Мы говорим...
-Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь!
Ребенок слышит...
-Не выражай своих эмоций.
Скажите иначе...
-Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка).

Мы говорим...
-Ну, сколько можно повторять (объяснять)!
Ребенок слышит...
-Ты глупый, ты неудачник.
Скажите иначе...
-Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь.

Мы говорим...
-Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной.
Ребенок слышит...
-Мужчина не имеет права на чувства. Женщина - всегда жертва.
Скажите иначе...
-Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это пережить.

Мы говорим...
-Как тебе не стыдно!
Ребенок слышит...
-Ты плохой, с тобой что-то не в порядке.
Скажите иначе...
-Все мы ошибаемся. Ошибка - это шаг вперед к умению и знанию.

Мы говорим...
-Посмотри как хорошо он/она/ делает, а ты?
Ребенок слышит...
-Ты хуже других.
Скажите иначе...
-Я люблю тебя таким, какой ты есть.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
20 ноября 2012

Детские психологи об игрушках и мультфильмах

    На прилавках магазинов есть игрушки, отмеченные особым знаком в виде красной лошадки. Это значит, что игрушка одобрена Центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Среди игрушек, произведённых по лицензии, этим знаком отмечены единицы.
   
  Почему Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ советует смотреть советские мультфильмы и одобряет мультсериал «Фиксики» и какие психологические аспекты важно учитывать, подбирая лицензию для детских товаров, - обо всем этом читайте в интервью с нашим экспертом - Еленой Смирновой - доктором психологических наук, профессором, специалистом в области детской психологии и психологии развития. Елена Смирнова является научным руководителем московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.
Е.О. Смирнова
Читать статью

В помощь родителям: сайт Центра экспертизы игр и игрушек

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28 ноября 2012

Как вырастить гения?


    На этот вопрос  в программе "Мозговой штурм "("ТВ Центр") отвечает Виктория Юркевич, руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ





------------------------------------------------------------------------------------------------------------
17 декабря 2012

Как отличить ложь от фантазии?



Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? 
   Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т.е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку. 
   Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным. 
   Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут. 
   Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением. 
   Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые. 

   Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка: 

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то. 
2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.
3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.
4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.
5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается. 

Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила: 

1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду. 
2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня!?».
3. Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана. 
   Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем. 

Психолог Т. Ананьева, по материалам портала "Я - родитель"

---------------------------------------------------------------------------------------------------


19 декабря 2012

Как правильно успокаивать ребёнка?

   

   Как надо правильно успокаивать плачущих или расшалившихся детей? Советы на страницах ресурса "РИАНОВОСТИ" дает профессор кафедры возрастной психологии МГППУ Наталия Николаевна Авдеева и Президент Ассоциации детских психологов Александр Владимирович Кузнецов.
 




                                                                               Н.Н. Авдеева




А.В. Кузнецов 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

18 февраля 2013

Научитесь договариваться с детьми 


     Проще всего наказать ребенка за какой-то проступок, чем найти в себе силы спокойно разобраться, понять его и договориться с ним. Рассказывают психологи центра по работе с подростками "Перекресток" при МГППУ.




------------------------------------------------------------------------------------------------ 
13 марта 2013

Родителям о гиперактивном ребёнке


Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях   Книга, написанная практикующим врачом-педиатром и педагогом, рассказывает об одной из форм отклоняющегося поведения у детей - синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - по статистике наибольшее число жалоб на гиперактивных детей со стороны учителей и родителей приходится именно на весенний период.

Дорогие родители, делюсь книгой по теме.








-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий