Учитель

Диалог с Вами, дорогие учителя. Советы и полезная информация.



-------------------------------------------------------------------------------------
7 ноября 2012

В октябре было проведено комплексное изучение структуры школьной мотивации учащихся параллели 5-х классов. На педагогическом совете прозвучали общие данные по нашим ученикам. Мы говорили о мотивации достижения успеха, о познавательной активности детей и о тревожности, как важнейшей личностной составляющей школьной и социальной успешности. 
В дополнение к нашей беседе публикую интересную и в практическом плане полезную статью психолога О.Ансимовой о детской тревожности.



ОЛЬГА АНИСИМОВА

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии развития и 

дифференциальной психологии СПбГУ



Тревожные дети в школе и дома



    В психологии  под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых (родителей, педагогов) помочь таким ученикам.




Виды тревожности.



    Тревожность как качество личности.

Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от  близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

      Пример  Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора  речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

    В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность  проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.


     Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,  после болезненной процедуры у врача  ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.
       Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.
        Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано  со школой. Он  боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая  тревожность часто проявляется у детей, родители которых  предъявляют завышенные требования  и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений ( забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

     Невротики.    Дети с соматическими проявлениями ( тики, заикания, энурез, т.д.)  Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
     Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).       
     Таким детям необходимо  доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
     Застенчивые. Обычно это тихие  дети,  они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
    Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
   Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему  налаживать общение.


Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни  ребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни  и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь  от всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Рекомендации для  родителей тревожных детей

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

  • Необходимо  понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых  неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность  избежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ( «Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия  помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине – сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание,  пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка -  предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности – поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжет   развитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка , описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра») – ошибки в контрольной –это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми.

  • Особенности оценивания -  оценка д.б. содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность ,а отдельные элементы.
  • Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других - низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.
  • Упор на успешность
  • В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения – всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.
  • Если ребенок отказывается выполнять задание, говоря ,что не сможет справиться – попросите  его представить другого ребенка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребенка. «А теперь представь и изобрази такого ребенка, который сумеет справиться с этим заданием – ты – такой ребенок».
  • Упражнение в группе – все берутся за руки и по очереди говорят «волшебное заклинание»: «Я не могу…(каждый говорит, чем для него трудно задание), Я могу (каждый говорит, что может сделать), Я сумею…(каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит усилия)».
 
----------------------------------------------------------------------------------------

8 ноября 2012

Уважаемые учителя! Предлагаю Вашему вниманию краткую психологическую памятку по разрешению школьных конфликтов.  



Без суда и следствия: мирные решения школьных конфликтов


    Школа - это уменьшенная модель взрослой жизни: она учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми. Иногда - через шипы ссор и боль выяснения отношений. Конфликты учителя и ученика нельзя пускать на самотек и надеяться, что все разрешится само собой. Раздувать конфликт тоже непродуктивно, а нужно суметь погасить его в зародыше. Чем быстрее он будет снят, тем меньший негативный след оставит в жизни вашего ребенка. А для этого нужно уметь внимательно выслушать версии обеих сторон.



Прилежный тугодум 




Версия учителя: «Не шумит, не разговаривает, но при этом абсолютно не в теме. Либо не слышит, либо не понимает». Ребенку необходимо скрупулезно и долго втолковывать новую тему, что невозможно, когда в классе еще 20 человек. Ситуация раздражает, и учитель непроизвольно начинает предвзято относиться к ребенку.

Версия ребенка: «Учитель непонятно объясняет материал!»

Пути решения. Первая (достаточно редкая) причина конфликта - задержка умственного развития ребенка. Если при оформлении медицинской карты ребенку поставили этот неприятный диагноз, то его желательно отдать в специализированную школу.

Другая причина этого конфликта - неправильная подготовка к школе. Дети, которые перед школой не посещали сад или специальную группу подготовки, с трудом приспосабливаются к групповому обучению. Поговорите с преподавателем - он посоветует, как вам лучше построить домашнее обучение. Параллельно можно отдать ребенка в вечернюю группу подготовки к школе - там детей учат учиться.

Нет конформизму! В погоне за благосклонностью учителя ни в коем случае не заставляйте ребенка подстраиваться под одноклассников, тихо сидеть и терпеливо ждать, пока учитель что-то объясняет. По мнению психологов, дети, которым в начальных классах не давали возможности демонстрировать свои знания, часто вырастают равнодушными и безынициативными.



Умный «раздолбай»

Версия учителя: «Мешает вести урок! Постоянно перебивает учителя и отвлекает сверстников. Спорит!» Нужно заметить, что в ряде спорных ситуаций ребенок действительно бывает прав (многие примеры можно решить разными способами), но объяснять всему классу различные варианты решений у учителя физически нет времени.
Версия ребенка: «Я все это уже знаю. Мне скучно!»
Пути решения. Подобные проблемы часто возникают у детей, родители которых усиленно занимались ранним развитием ребенка. А потом ... отдали его в обычную школу, где в классе 30 детей и многие из них еще в буквах путаются.
Если есть возможность, такого ребенка лучше перевести в школу с углубленным изучением отдельных предметов. Нет - попросите учителя побольше загружать его и не ругать за демонстрацию своих знаний.
Поспешили! Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, то при психологической неготовности имеет смысл забрать его из школы, а в следующем году снова отдать в первый класс. Если уже исполнилось 7,5 лет, придется параллельно развивать у ребенка способность учиться.

Божье наказание 

Версия учителя: «Сам не слушает и другим мешает! Неусидчивый, невнимательный...» и еще много всяких «не». Учитель уверен, что его задача - давать детям знания, а воспитанием детей должны заниматься родители (и во многом это правда).
Версия ребенка: «В школе скучно и неинтересно!» Хочется назад в садик, где можно было целыми днями играть.
Пути решения. Ребенок психологически не готов к школьному обучению. Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и поликлиниках, они помогут заранее выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. Рекомендации, как это делать, не отличаются оригинальностью, но действуют практически безотказно - четкий распорядок дня, регулярные но непродолжительные занятия дома, спокойная психологическая обстановка в семье и любовь родителей.

Что НЕЛЬЗЯ делать учителю
-Обращать внимание на национальный признак детей. Без комментариев.
-Оскорблять детей. Нужно соблюдать грань между «отругать» и «оскорбить».
-Прилюдно ругать родителей ребенка. Обсуждать чьих-то родителей при посторонних - недопустимо.


Небесный пешеход 

Версия учителя: «Витает в облаках, постоянно отвлекается. Все надо повторять по несколько раз!». Учителю не нравится, что родители слишком тщательно делают с ребенком уроки и не дают ему самостоятельно учиться. В результате за домашнее задание у него твердая «пятерка», а самостоятельная работа в классе с трудом тянет на «троечку».
Версия ребенка: «Учитель очень быстро все рассказывает».
Пути решения. Это последствия усиленных занятий дома. Ребенку требуется, чтобы учитель контролировал каждый его шаг и обязательно хвалил, хвалил, хвалил... Ведь именно так поступали родители, когда учили дома его читать или писать. А если учитель на секунду отвлекается на других детей, ребенок прекращает думать и «мечтает». Ваша задача - научить ребенка самостоятельно учиться. Давайте ему задание и уходите заниматься своими делами, а потом проверяйте только конечный результат.

Что НЕЛЬЗЯ делать родителям 
-Обвинять во всем учителя. Многие родители склонны идеализировать своих отпрысков, но в любом конфликте замешаны две стороны.
-Сразу менять школу (учителя). Это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если не получается решить конфликт мирным путем.
-Втягивать в конфликт других детей. Это нечестно.
-Учить ребенка хамить учителю. Сегодня вы научите ребенка хамить учителю - завтра он начнет хамить вам.
-Абстрагироваться от школьных конфликтов. Жизненный опыт ребенка невелик, и ему необходима ваша помощь. Напоминайте своему чаду: что бы ни случилось, я на твоей стороне, я тебя люблю. 

Рвотный позыв 

Версия учителя: Учитель вряд ли признается, что какой-то ребенок ему просто не нравится. Скорее всего, личную неприязнь он попытается скрыть под более «приличными» предлогами: плохое поведение, невнимательность и.т.д.
Версия ребенка: «Учитель ко мне придирается!»
Пути решения. Как правило, один из участников конфликта действительно испытывает неприязнь, а другой лишь, защищаясь, отвечает на нее. В этой ситуации родителям необходимо понять, кто же является провокатором. Часто именно ребенок испытывает антипатию к учителю, так как тот не играет, а требует. Нужно объяснить, что учитель так поступает, чтобы научить ребенка новым вещам. Если неприязнь исходит от учителя, ваша задача не обвинять его в непрофессионализме, а докопаться до первопричины. В большинстве случаев бывает достаточно поговорить с педагогом по душам - искренне, доброжелательно. Надо рассказать учительнице об особенностях характера и темперамента ребенка. Хорошо бы спросить совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что ее мнение ценят. Обязательно ходите на родительские собрания, даже если боитесь там услышать неприятные для себя вещи. Избегайте обвинений, оценок, агрессии. 

Не вписался 

Версия учителя: «Не умеет общаться со сверстниками. Постоянно ссорится и выясняет отношения с одноклассниками, а на уроке переживает из-за конфликта. Стесняется отвечать перед классом».
Версия ребенка: «Учитель за меня не заступается, значит, он на их стороне!» Учителю же некогда обращать внимание на личные взаимоотношения школьников. В результате ребенок свою обиду на одноклассников переносит на учителя.
Пути решения. Дети, не посещавшие детский сад, очень трудно вливаются в общество ровесников. Ребенок ждет, что одноклассники (как его родители) будут любить его просто так. Объясните ребенку, что учитель ко всем детям относится одинаково, он хвалит и ругает не тех, кого любит (или не любит), а тех, кто хорошо (плохо) усваивает материал.

--------------------------------------------------------------------------------------------

14 ноября 2012

 

Качество образовательной системы не может быть выше качества учителя. Вот только как подготовить качественного педагога? Об этом на страницах "Новой газеты" размышляют ректор МГППУ Виталий Рубцов и первый проректор Аркадий Марголис


--------------------------------------------------------------------------------------------
 29 ноября 2012


Что такое эмоциональное выгорание? 
Советы педагогам



Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.


Уильям Джеймс




Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия. Трудно не согласиться, что знакомство педагогов с методами индивидуальной профилактики эмоционального выгорания (ведь проблема эта очень многопланова и индивидуальна) является одной из важных составляющих психологической поддержки образовательного процесса. Данный материал подобран мной, исходя из критерия практической применимости конкретных простых способов в повседневной жизни школьного учителя. Информация частично моя и частично заимствована из статей О.Н. Гнездиловой и А.А. Реана, ссылки на которые Вы найдёте в завершении записи.



Итак, что же подразумеваем мы, когда говорим о психологии эмоционального выгорания?

Эмоциональное выгорание - это истощающие психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности (возможно влечёт за собой: тревогу, гнев, чувство вины, обиды, враждебности и т. д.).

Существуют специальные психологические упражнения, направленные на профилактику эмоционального (а, как следствие, и профессионального) выгорания.  Для выполнения этих упражнений Вам не потребуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно их можно выполнять на перемене или после уроков.
К первому типу подобных упражнений относятся упражнения-релаксации. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:



 

 - если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

- если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;
- желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
- при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
- голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
- если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
- фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

Игры-формулы также, в свою очередь, используются для вербального (словесного) самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные варианты и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Если, например, Вы — человек, не терпящий приказов и директив, тогда постройте текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Если Вы — человек эмоциональный, тогда ваш текст должен содержать яркие прилагательные: «Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания». Если же Вы — человек сдержанный и в то же время сильный, энергичный, ваша формула должна звучать как краткий и резкий приказ или команда: «Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!». Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас».
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.
Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.
Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

В дополнение небольшая памятка педагогу:

• определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека – состояние успеха);
• использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
• овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
• профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
• уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
• эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
• поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
• умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
• возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Также у Вас, дорогие учителя, есть возможность пройти тест (анонимно, on-line), созданный отечественным психологом В.В. Бойко, по мнению которого, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты. Нажав на кнопку ниже, после ответов на вопросы Вы получите описание Вашего уровня эмоционального выгорания и рекомендации/пожелания.







Больше информации по теме можно узнать в литературе:


1. Гнездилова О.Н. Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал: Образование: исследовано в мире. – 2007, с.7
2. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психо­логии. — 1997. — № 1. — С.45-55. 
--------------------------------------------------------------------------------------------- 


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий